Стандарт разработан по заказу Некоммерческой организации «Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства» по инициативе участников Агропромышленного Биотехнологического кластера Республики Крым
В рамках Агропромышленного Биотехнологического кластера Республики Крым сегодня малыми и средними предприятиями производится большой ассортимент продукции. Это косметика, сыры, молочная, бакалейная, зерновая и бобовая, эфиромасличная продукция.
Высококачественное крымское сырье является конкурентным преимуществом данных компаний, которые создают рабочие места на территориях производства, повышают качество продукции за счет натуральных, биологически полноценных ингредиентов.
Эти ключевые моменты легли в основу регионального стандарта зонтичных брендов.
Выгодно выделяет продукцию и уникальные природно-климатические условия Крыма. Исторически продукция Республики Крым воспринимается покупателями как более качественная и натуральная. Сложившийся стереотип в связке с указанием на регион происхождения будет работать на узнаваемость продукции участников Кластера и мотивацию к их приобретению.
Стандарт закрепляет это преимущество. Знак регионального стандарта зонтичных брендов, более ориентирован на туристов и покупателей других регионов, чья покупательная способность и мотивированность на покупку местной крымской продукции на сегодняшний день выше.
Соответствие требованиям стандарта будет контролироваться его владельцем — Некоммерческой организацией «Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства».
Предприятия, выполнившие требования стандарта и предоставившие необходимый пакет документов смогут размещать на своей продукции специальную маркировку. Это сэкономит до 40% маркетингового бюджета на продвижение продукции. В рамках стандарта предусмотрено ведение реестра компаний, которым предоставлено право маркировки продукции специальным товарным знаком. Стандарт включает правила пользования региональным товарным знаком и рекомендации по внедрению.
В рамках работы над стандартом Союз органического земледелия подготовил анализ отечественного и зарубежного опыта разработки и внедрения стандартов зонтичных региональных брендов, требований к их носителям, включая знаменитые «Сделано в Германии», «Сделано в Великобритании», мировых стандартов органической продукции, стандартов с защищенным географическим указанием, наименованием места происхождения, гарантией традиционности, западных стандартов фермерской продукции, а также отечественных «Продукт Башкортостана», «Рязанские продукты» и др.
Мировая система отраслевых региональных стандартов сложная и многоуровневая, в развитых странах прозрачная и жестко контролируемая. Использование большинства знаков требует финансовых затрат на сертификацию или систему контроля, иногда значительных.
Стратегии создания успешных стандартов вписаны в политические и макроэкономические задачи стран, они поддерживаются протекционисткими и защитными для своего рынка правительственными системными мерами на самом высоком уровне. Их успех напрямую зависит от поддержки со стороны государства, узнаваемой маркировки, уровня доверия к ней потребителей, качества продукции. Важным дополнением к стандартизации и маркировке является коллективное или индивидуальное брендирование.
Стандарты продукции определенной территории работают как на внутреннем рынке, так и помогают в экспорте. История появления некоторых успешных региональных стандартов и знаков уходит в 18 век и раньше, большинство созданы и действуют много десятилетий.
На мировом рынке отраслевые региональные стандарты на практике работают в развитых странах, где высокая конкурентная среда. Крупные, малые и средние производители качественной однородной продукции конкурируют в одной нише за потребителя и конкурируют с массовой, иностранной продукцией транснациональных корпораций. Цели стандартов – выделение продукции, создание добавочной стоимости, лояльность потребителей.
Подобной российской практике создания региональных отраслевых зонтичных брендов в зарубежных странах нет, это, скорее, особенность российского маркетинга.
В России отраслевые региональные стандарты зонтичных брендов начали разрабатываться несколько лет назад во многих регионах. Такие стандарты инициируются, как правило, структурами Министерства экономического развития, отраслевыми региональными объединениями, ТПП РФ, и продвигаются на уровне власти региона.
Следует отметить, что сами по себе знаки региона происхождения не являются гарантом хороших продаж и успешного продвижения продукта. Ключевым условием успеха является доверие потребителей знаку региональной продукции и мотивация покупать такую продукцию. Доверие потребителей складывается из оценки качества продукции и грамотной маркетинговой стратегии продвижения, основанной на реальных, а не надуманных преимуществах продукции.
Решения для конкретного региона России должны опираться на его индивидуальные особенности, учитывать менталитет, традиции, культурную среду, особенности предпочтений потенциальных потребителей.
«Мы считаем, что развитие малого и среднего предпринимательства — важная государственная задача, от решения которой зависит устойчивое развитие территорий. Наша работа будет способствовать продвижению продукции, произведенной на территории Республики Крым участниками Центра кластерного развития. Мы рады, что наш многолетний опыт позволяет вносить конкретный вклад в создание условий для предпринимательства на сельских территориях. В процессе проекта мы познакомились с производителями, входящими в Агропромышленный Биотехнологический кластер Республики Крым и убедились, что они производят уникальную, качественную продукцию. Мы надеемся, что продукция с новым товарным знаком соответствия региональному стандарту зонтичных брендов быстро станет узнаваемой и любимой потребителями», — говорит Сергей Коршунов, к.п.н., председатель правления Союза органического земледелия.
Источник и фото: пресс-служба Союза органического земледелия